Ключевые компетенции коуча ICF

Данные восемь ключевых компетенций коуча были разработаны для того, чтобы способствовать лучшему пониманию навыков и подходов в современном коучинге, как он определяется Международной Федерацией Коучинга (ICF). Они также представляют собой основу для сравнения уровня соответствия той программы обучения коучингу, которую вы проходили, и ожидаемым уровнем специализированного обучения коучингу со стороны ICF.

И, наконец, эти восемь ключевых компетенций были разработаны как основа проведения экзаменов в процессе cертификации коучей.

Ключевые компетенции были сгруппированы в четыре блока по принципу схожести подхода к каждой компетенции в блоке. Каждая из компетенций в равной степени важна, поэтому группировка и порядок следования компетенций в тексте не имеет принципиального значения. Все эти компетенции являются ключевыми и обязательно должны проявляться в работе любого компетентного коуча.

A. Основы

  • Опирается в работе на этику

  • Воплощает коучинговый образ мышления

B. Совместное создание отношений

  • Создает и поддерживает соглашения

  • Постоянно развивает доверие и ощущение безопасности

  • Сохраняет присутствие

C. Эффективная коммуникация

  • Активно слушает

  • Пробуждает осознанность

D. Содействие обучению и развитию

  • Способствует развитию клиента

Компетенция №1. Опирается в работе на этику

Понимает и регулярно применяет этические нормы и следует стандартам коучинга.

  • Демонстрирует личную честность и порядочность во взаимодействии с клиентами, спонсорами коучинга и соответствующими заинтересованными сторонами.

  • Проявляет чуткость к идентичности, к среде и контексту, ценностями и убеждениям клиента.

  • Использует уместный и уважительный язык в общении с клиентами, спонсорами коучинга и заинтересованными сторонами.

  • Соблюдает Этический кодекс ICF и руководствуется Ключевыми ценностями.

  • Сохраняет конфиденциальность информации, предоставленной клиентом, в соответствии с соглашением с заинтересованными сторонами и действующим законодательством.

  • Поддерживает различие между коучингом, консультированием, психотерапией и другими помогающими профессиями.

  • При необходимости направляет клиентов к специалистам других помогающих профессий.


Компетенция №2. Воплощает коучинговый образ мышления

Развивает и поддерживает открытый, любознательный, гибкий и ориентированный на клиента образ мышления.

  • Признает, что клиенты отвечают за свой выбор.

  • Занимается непрерывным обучением и развитием себя как коуча.

  • Развивает непрерывную рефлексивную практику с целью улучшения своего коучинга.

  • Осознает влияние контекста и культуры на себя и на других и открыт ему.

  • Использует осознанность и интуицию во благо клиентов.

  • Развивает и поддерживает способность управлять своими эмоциями.

  • Готовится к сессиям эмоционально и на уровне мышления.

  • При необходимости обращается за поддержкой к внешним ресурсам.


Компетенция №3. Создает и поддерживает соглашения

Выступает партнером для клиента и заинтересованных сторон при создании ясных договоренностей относительно коучинговых взаимоотношений, процесса, планов и целей. Заключает соглашения как на все время коучингового взаимодействия, так и на каждую сессию коучинга.

  • Объясняет, чем является, а чем не является коучинг, описывает процесс коучинга клиенту и заинтересованным сторонам.

  • Достигает соглашения о том, что уместно, а что не уместно в отношениях, что следует, а чего не следует ожидать, а также об ответственности клиента и заинтересованных сторон.

  • Приходит к соглашению о принципах и конкретных параметрах коучинговых взаимоотношений, таких как логистика, оплата, расписание, продолжительность, прекращение отношений, конфиденциальность и включение в процесс третьих лиц.

  • В партнерстве с клиентом и заинтересованными сторонами формирует общий план и цели на коучинг.

  • В партнерстве с клиентом определяет совместимость коуча и клиента.

  • В партнерстве с клиентом определяет или подтверждает, чего клиент хочет достичь в ходе сессии.

  • В партнерстве с клиентом определяет, на что, по мнению клиента, нужно обратить внимание или что нужно рассмотреть, чтобы достичь желаемого результата сессии.

  • Выступает партнером для клиента при определении или уточнении критериев измерения успеха всего коучингового процесса или отдельной сессии.

  • Выступает партнером клиента в управлении временем и фокусом внимания в сессии.

  • Продолжает вести коучинг в направлении желаемого для клиента результата до тех пор, пока клиент не выберет другое направление.

  • В партнерстве с клиентом завершает коучинговые отношения, отдавая должное ценности этого опыта.


Компетенция №4. Постоянно развивает доверие и ощущение безопасности

В партнерстве с клиентом создает безопасную поддерживающую среду, позволяющую клиенту свободно выражать себя. Поддерживает взаимное уважение и доверие в отношениях.

  • Стремится понять клиента в рамках его контекста, что может включать в себя идентичность клиента, его среду, опыт, ценности и убеждения.

  • Демонстрирует уважение к идентичности клиента, его восприятию, стилю и языку, адаптирует свой стиль коучинга под клиента.

  • Отмечает и уважает уникальные таланты клиента, его идеи и работу в коучинговом процессе.

  • Выражает поддержку, проявляет эмпатию и заботу о клиенте.

  • Отмечает и поддерживает выражение клиентом своих чувств, взглядов, опасений, убеждений и идей.

  • Демонстрирует открытость и прозрачность как способ показать уязвимость и выстроить доверительные отношения с клиентом.


Компетенция №5. Сохраняет присутствие

Поддерживает полную осознанность и присутствие с клиентом, используя открытый, гибкий, аргументированный и уверенный стиль общения.

  • Остается сфокусированным, наблюдательным, эмпатичным и отзывчивым по отношению к клиенту.

  • Проявляет любопытство во время процесса коучинга.

  • Управляет своими эмоциями, чтобы сохранять присутствие с клиентом.

  • Демонстрирует уверенность при работе с сильными эмоциями клиента во время процесса коучинга.

  • Чувствует себя комфортно, работая в пространстве неизвестности.

  • Создает или дает пространство для тишины, пауз или рефлексии.


Компетенция №6. Активно слушает

Фокусируется на том, что говорит и о чем умалчивает клиент, чтобы полностью понимать то, что транслируется с точки зрения систем, в которые клиент вовлечен, и чтобы поддержать самовыражение клиента.

  • Принимает во внимание контекст клиента, его идентичность, среду, опыт, ценности и убеждения, чтобы углубить понимание того, о чем сообщает клиент.

  • Возвращает или обобщает то, что транслирует клиент, чтобы обеспечить ясность и понимание.

  • Замечает, когда есть что-то большее, чем то, что сообщает клиент, и расспрашивает об этом.

  • Замечает, отмечает и исследует эмоции клиента, изменения его энергии, невербальные сигналы и другое поведение.

  • Сопоставляет слова клиента, тон его голоса и язык тела для определения полного смысла того, что сообщается.

  • Замечает тенденции в поведении клиента и его эмоциях в ходе всех сессий для выявления доминирующих тем и паттернов.


Компетенция №7. Пробуждает осознанность

Обеспечивает рождение озарения (инсайта) и обучение клиента, используя такие инструменты и техники, как сильные вопросы, тишина, метафоры и аналогии.

  • Учитывает опыт клиента, принимая решение о том, что могло бы быть наиболее полезным.

  • Бросает вызов клиенту как способ пробудить осознанность или создать озарение (инсайт).

  • Задает вопросы о клиенте, например, о его способе мышления, ценностях, потребностях, желаниях и убеждениях.

  • Задает вопросы, помогающие клиенту выходить в исследовании за пределы его текущего способа мышления.

  • Приглашает клиента больше делиться своим опытом в текущем моменте.

  • Замечает то, что работает на рост прогресса клиента.

  • Адаптирует свой коучинговый подход под потребности клиента.

  • Помогает клиенту выявлять факторы, которые влияют на его текущие и будущие паттерны поведения, мышление или эмоции.

  • Приглашает клиента вырабатывать идеи о том, как он может двигаться вперед и что он готов или способен делать.

  • Поддерживает клиента в пересмотре взглядов (рефрейминге).

  • Ненавязчиво делится наблюдениями, озарениями (инсайтами) и ощущениями, которые имеют потенциал к созданию нового знания для клиента.


Компетенция №8. Способствует развитию клиента

В партнерстве с клиентом трансформирует знания и озарения (инсайты) в действия. Поддерживает автономность клиента в коучинговом процессе.

  • Работает совместно с клиентом над интеграцией нового осознания, озарений или выводов в мировосприятие или поведение клиента.

  • Выступает партнером для клиента при постановке целей, проектировании действий и определении параметров ответственности, которые интегрируют и расширяют новые знания (выводы).

  • Признает и поддерживает автономию клиента при постановке целей, проектировании действий, определении способов управления ответственностью.

  • Поддерживает клиента в выявлении возможных результатов или выводов из определенных пошаговых действий.

  • Приглашает клиента подумать, как двигаться вперед, включая размышления о ресурсах, поддержке и возможных препятствиях.

  • Выступает партнером для клиента, чтобы резюмировать, чему научился клиент и что он узнал в рамках сессий или между сессиями.

  • Отмечает прогресс и успехи клиента.

  • В партнерстве с клиентом завершает сессию.